ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного конкурса лучший туристско-краеведческий, спортивный поход или экспедицию среди обучающихся
I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения
областного конкурса на лучший туристско-краеведческий, спортивный поход
или экспедицию среди обучающихся (далее - конкурс) в 2015 - 2016 учебном
году.
2. Конкурс проводится в целях популяризации и активизации
туристско-краеведческой деятельности обучающихся.
3. Основными задачами конкурса являются:
1) воспитание патриотизма и гражданственности, пропаганда здорового
образа жизни среди обучающихся, бережного отношения к природному и
культурному наследию родного края;
2) повышение туристского мастерства, качества спортивных туристских
мероприятий, разработка новых туристских маршрутов;
3) выявление методов использования туризма и путешествий для
пропаганды опыта в организации туристско-краеведческой, познавательной и
исследовательской деятельности с обучающимися. Организаторы конкурса
4. Организаторами конкурса являются:
Министерство образования и науки Челябинской области;
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Областной Центр дополнительного
образования детей»;
- Региональная физкультурно-спортивная общественная организация
«Федерация спортивного туризма Челябинской области».
III. Участники конкурса
5. Участниками конкурса являются областные государственные и
муниципальные образовательные организации, реализующие дополнительные
общеобразовательные программы и образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования (далее именуются -
участники конкурса), совершившие в период с 01 января по 31 октября
2015 года туристско-краеведческий, спортивный поход или экспедицию.
6. Требования к руководителю и участникам похода (количественный
состав, возраст, опыт участия) регламентируются «Инструкцией по
организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий
(путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных
училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами
педагогических училищ Российской Федерации» (Приложение 1 к приказу
Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293).
7. Подготовку и проведение конкурса осуществляет организационный
комитет (далее именуется - оргкомитет), который утверждается
организаторами конкурса.
8. Оргкомитет осуществляет следующие функции:
1) осуществляет общее руководство подготовкой и проведением
конкурса;
2) содействует формированию и организации деятельности экспертного
совета;
3) на основании решения экспертного совет утверждает список
победителей и призёров конкурса;
4) информирует участников об итогах конкурса;
5) утверждает порядок награждения победителей и призеров конкурса.
9. Для экспертизы конкурсных работ, определения победителей и
призеров конкурса создаётся экспертный совет. Состав экспертного совета
утверждается организаторами конкурса.
10. В состав экспертного совета входят представители Министерства
образования и науки Челябинской области, представители образовательных
организаций высшего образования (по согласованию), специалисты
государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей»,
представители общественных организаций Челябинской области.
V. Порядок и условия проведения конкурса
11. Для участия в конкурсе в адрес оргкомитета (454081, г. Челябинск,
ул. Котина, д. 68, ГБОУДОД «Областной Центр дополнительного образования
детей», тел. 8(351)773-62-82, e-mail: ocdod@,mail.ru) в срок до 15 ноября
2015 года предоставляются следующие документы на бумажном и электронном
носителях:
1) заявка на участие в конкурсе (приложение 1);
2) отчет о походе по форме (приложение 2), отчет об экспедиции по
форме (приложение 3);
3) материалы по краеведческой деятельности;
4) копия маршрутной книжки, утвержденной МКК (для категорийных
походов), или маршрутного листа с отметками в контрольных пунктах;
5) согласие на обработку персональных данных педагога (размещены на
сайте http:// ocdod.ucoz.ru в разделе «Ближайшие события» - «Областной
конкурс на лучший туристско-краеведческий, спортивный поход или
экспедицию»).
12. Конкурс проводится по следующим номинациям и направлениям:
1) номинация «Туристско-краеведческий поход» - поход с
познавательной, поисковой или исследовательской деятельностью,
направленный на изучение (описание) краеведческих объектов или других
материалов, туристско-краеведческой деятельностью в районе похода;
2) номинация «Экспедиция» - экспедиция в форме туристского похода
или стационарного сбора с краткосрочными походами, направленными на
исследовательские цели, по разработанному ранее материалу или
специальному заданию научной организации;
3) номинация «Спортивный поход» - спортивный категорийный поход,
направленный на совершенствование туристского и спортивного мастерства
обучающихся;
направления:
«Спортивный пешеходный поход I категории
сложности»,
«Спортивный водный поход I категории сложности»,
«Спортивный пешеходный поход II - III категории сложности»,
«Спортивный
водный поход II - III категории сложности»,
«Спортивный поход по другим
видам туризма».
13. Критерии оценки, экспертные протоколы по каждой номинации размещены на сайте http:// ocdod.ucoz.ru в разделе «Ближайшие события»
- «Областной конкурс на лучший туристско-краеведческий, спортивный поход
или экспедицию».
14. Отчет может быть не принят к экспертизе в случае:
отсутствия маршрутных документов;
отсутствия одного из разделов отчета: «техническое описание»,
«картографический материал»;
отсутствия переплета или титульного листа.
15. В случае предоставления на конкурс идентичных отчетов от разных
команд, команды снимаются с конкурса.
16. По результатам экспертизы конкурсных материалов экспертным
советом заполняется протокол и определяется рейтинг участников конкурса в
зависимости от суммарного количества набранных баллов по каждой
номинации, направлению, указанных в пункте 12 настоящего положения.
17. Оргкомитет, на основании сформированных рейтингов участников
конкурса, определяет победителей конкурса, занявших первое место, и
призёров, занявших второе, третье места, набравших по наибольшему
количеству баллов в каждой номинации, направлении, указанных в пункте 12
настоящего положения.
VI. Подведение итогов конкурса
18. Победители и призёры конкурса в каждой номинации и направлении
награждаются дипломами Министерства образования и науки Челябинской
области и призами.
19. Все остальные участники конкурса получают свидетельство
участника. Организационный комитет оставляет за собой право вручения
памятных подарков.
VII. Финансирование конкурса.
Финансирование конкурса осуществляется за счёт средств,
выделяемых в виде субсидий государственному бюджетному образовательному
учреждению дополнительного образования детей «Областной Центр
дополнительного образования детей» на возмещение нормативных затрат,
связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием
государственных услуг, в пределах выделенных лимитов бюджетных
обязательств средств областного бюджета на 2015 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к положению о проведении
областного конкурса на лучший
туристско-краеведческий,
спортивный поход или
экспедицию среди обучающихся
Заявка
на участие в областном конкурсе на лучший
туристско-краеведческий, спортивный поход или экспедицию
среди обучающихся
Муниципальное образование____________________________________
№
п\п
Образовательная
организация
Фамилия, имя, отчество
руководителя похода
(экспедиции)
Номинация
(направление)
Нитка маршрута с
районом путешествия
1.
Руководитель
образовательной организации
Подпись Ф.И.О.
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к положению о проведении
областного конкурса на лучший
туристско-краеведческий,
спортивный поход или
экспедицию среди обучающихся
Требования к оформлению отчета о туристском походе
Отчёт сдаётся в жестком переплете формата А 4 в одном или нескольких
томах. Отчет должен быть оформлен аккуратно, красочно, с использованием
иллюстративного материала (рисунки, фотографии, открытки и т.п.).
Фотографии должны быть сделаны в данном походе. Иллюстративный
материал должен пояснять и подтверждать прохождение маршрута группой на
определяющих участках. Фотографии должны иметь подписи, обозначения
характерных ориентиров и пути группы. Страницы отчета пронумерованы,
отчет снабжается оглавлением, все материалы располагаются в указанной
последовательности по разделам.
Содержание отчёта
Письменный отчет о походе состоит из разделов:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Справочные сведения о походе
Указывается полное наименование проводящей организации, район
похода, вид туризма, категория сложности похода, нитка маршрута,
протяженность, сроки похода, продолжительность активной части,
определяющие препятствия маршрута, номер маршрутной книжки, состав
группы (с указанием фамилии и имени, года рождения, туристского опыта и
места работы или учёбы). Для водных походов дополнительно указывается
распределение участников по экипажам.
Для спортивных категорийных походов также заполняется таблица 1.
4. Характеристика района и маршрута похода.
Дается описание района и маршрута похода: географическое положение
(до 2 стр.), общая смысловая идея похода, варианты подъезда и выезда с
маршрута (вид транспорта, расписание, время в пути, стоимость, другие
возможности проезда), сведения о возможности организации заброски
продуктов на маршруте, запасные и аварийные варианты данного маршрута,
сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны
поисково-спасательной службы, туристских организаций. Также указываются
изменения маршрута и их причины.
5. График движения (таблица 3,4).
В графике указываются номер дня пути, дата, пройденный участок пути
за день, протяженность, чистое ходовое время, высота подъемов и спусков за
день, определяющие препятствия, метеоусловия. В конце таблицы указываются
общая протяженность, продолжительность и общий перепад высот активной
части маршрута. График движения заполняется от пункта сбора группы в
поход и до пункта разъезда участников по месту жительства. Протяжённость и
ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону.
Общий перепад высот считается суммированием высоты подъемов и спусков.
Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.
6. Техническое описание маршрута.
Дается описание прохождения маршрута группой в хронологическом
порядке с указанием ходового времени движения за день. Участки с
однозначным ориентированием без естественных препятствий (движение по
дорогам и т.п.) возможно описывать схематично, с указанием основных
характеристик, достаточных для понимания пути. На сложных участках и
определяющих препятствиях описываются выбор пути движения, действия
группы, способы прохождения, применяемая страховка и меры обеспечения
безопасности. В тексте указываются ориентиры и расстояния между ними,
направления движения, характеристики дорог, растительности, рельефа, рек,
населенных пунктов, мест ночлега и купания, источников питьевой воды. Текст
описания должен содержать ссылки на фотографии.
Основные требования к техническому описанию:
1) описание действий самой группы на маршруте;
2) соответствие карте и иллюстрациям.
Для водного похода техническое описание маршрута должно представлять
собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении
препятствий.
7. Картографический материал.
Картографический материал должен состоять из:
1) обзорной схемы района похода;
2) маршрутной карты.
Обзорная схема района похода: указываются начальный и конечный
пункт похода, маршрут, ночлеги, запасные и аварийные варианты, стыковка
отдельных листов карты, если они выполнены на отдельных листах.
Маршрутная карта: группа наносит свой маршрут на имеющуюся карту.
Маршрутная карта должна быть выполнена в цвете или раскрашена, масштаб
карты не мельче 1: 100000. Возможно выполнение схем и карт на отдельные
дни пути, при этом на мелкомасштабной обзорной схеме показывается
взаимное расположение карт.
Требования к картографическим материалам.
На всех картах применяются условные топографические знаки,
действующие в настоящее время. Условными знаками, установленными
группой, показываются маршрут, места ночлегов, дневок, даты, экскурсионные
объекты и другие объекты, имеющие интерес для туристов. Таблица введенных
условных знаков прилагается. На каждом листе схемы, карты указывается
направление на север, масштаб, рамка. При необходимости группа выполняет
корректировку имеющейся карты, отметив на ней фактические изменения
местности по сравнению с картой. Корректировка может быть выполнена на
наложенной кальке или на самой карте с приложением списка
откорректированных объектов.
При оценке картографического материала учитывается соответствие
техническому описанию, топографическая грамотность и аккуратность
исполнения, наличие корректировки. Оценка карт и схем масштаба мельче
указанных или черно-белых снижается на 50%. Неполный комплект карт на
весь маршрут пропорционально снижает оценку.
8. Сведения о материальном оснащении группы.
Приводится список специального снаряжения, особенности и
рекомендации по использованию личного и группового снаряжения, продуктов
на данном маршруте и в данных природных условиях. Приводится расчет веса
рюкзака участников, меры по снижению веса рюкзака (заброски, докупки,
использование транспорта и т.п.). Наличие полного списка общего личного и
группового снаряжения не оценивается.
9. Выводы и рекомендации.
Даются рекомендации по выбору района и нитки маршрута, перечень
наиболее интересных природных, исторических и других объектов.
Приводится конкретная информация о познавательном и воспитательном
значении похода для участников, список использованной литературы, отчетов,
ресурсов Интернета.
10. Исследовательско - познавательная работа на маршруте.
На маршруте команда выполняет специальную работу, исследование на
маршруте. Тема может быть связана:
1) с посещением экскурсионных объектов;
2) с изучением района похода;
3) с проведением исследований в каких-либо областях знания для
получения краеведческой информации.
Рекомендуется при выборе темы учесть возможное его значение для
последующего безопасного прохождения маршрута, расширения
педагогического и познавательного потенциала района путешествия.
Отчет о выполнении работы включает:
1) введение по теме работы с указанием её педагогических» и
познавательных целей;
2) описание методики работы;
3) содержание проделанной работы;
4) использование на маршруте собранной информации;
5) выводы, практические рекомендации, познавательное значение
выполненной работы;
6) список литературы;
7) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты).
В данной работе оцениваются полнота описания, результаты
самостоятельной работы, иллюстративный материал, качество оформления.
Материалы должны иметь ссылки на источники полученных сведений. При
выполнении работы более чем по одной теме засчитывается работа,
получившая более высокую оценку.
Образец оформления титульного листа
ОТЧЕТ
о___________ туристском походе
_______ категории сложности по (географический район),
совершенном группой (город, коллектив)
в период с _______по_______ 201____ года.
Маршрутная книжка №____________
Руководитель группы______________
Адрес, телефон, e-mail руководителя_______________________________
Маршрутно-квалификационная комиссия_______________ рассмотрела
отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и
руководителю__________ категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке_____________
Судья маршрутной квалификации (подпись)______________(Ф.И.О.)
Штамп МКК город__________ 20_____ г.
Т а б л и ц а 1. « С п р а в к а о с о в е р ш е н н о м с п о р т и в н о м т у р и с т с к о м м а р ш р у т е »
Дисциплина(вид туризма)
маршрут комбинированный
Название маршруте и его к.с. пеше-водный, 5 к.с.
Номер маршрутной КНИЖКИ 47-17
Название организации проводившей маршрут*
(турклуб, спортклуб, турфирма, учебное заведение и
др.) с указанием административно-территориальной
принадлежности
Союз путешественников Чувашии
Ф.И.О. руководителя маршрута (полностью)
Домашний адрес
телефон
электронный адрес
Поздеев Дмитрий Анатольевич
428034 Чебоксары, Университетская 19-8
тел. (8352) 40-36-15
dmitrvprufalvandex.ru
Список участников
алфавиту)
маршрута (Ф.И.О. полностью, по
Алексеев Константин Владимирович
Поздеев Дмитрий Анатольевич
Название района проведения маршрута и подробная
нитка маршрута с указанием общепринятых
характеристик локальных препятствий (высота, к.т.,
первопрохождение и др.)
Республика Г орный Алтай, г. Бийск - пос. Кош-Агач
(автозаброска) - Курайский хр. - р. Мал. Кокоря - р.
Башкаус (пеший) - каньоны Прямой (5 к.т.) -
Ильдугемский (4 к.т.) - Змейка (5 к.т.) - Открытый (4
к.т.) - Саратанский (5 к.т.) - Щель (4 к.т.) - Г лубокий -
5 к.т. (водный) - р.Джундук - Хр. Тонгош - хр.
Сумультинский - р. Кызылтобрак (пеший) - р. Бол.
Сумульта - пор.
Шумы (5 к.т.) - р. Катунь - пор. Тельдекпень 1,2 (4
к.т.) - пос. Чемал (водный)
Сроки проведения маршрута в формате: дд.мм.гг -
дд.мм.гг., продолжительность активной части в днях
и протяженность зачетной части маршрута в
километрах
24.07.2015 - 19.08.2015, 20 дней, 418 км.
Название МКК оформившей допуск группы на
маршрут
МКК Союза путешественников Чувашии
Название МКК рассмотревшей и утвердившей отчет
о маршруте
МКК Союза путешественников Чувашии
Наличие, элементов первопрохождений на маршруте
Изменение пофамильного или количественного
состава участников
да (нет)
Прохождение не заявленных участков маршрута да (нет)
Прохождение запасных вариантов маршрута да (нет)
Прохождение маршрута вн<
утвержденного при заявке л
календарного графика,
маршрута в МКК
да (нет)
Использование на маршруте средств передвижения,
не оговоренных при утверждении заявленного
маршрута в МКК
да (нет)
Наличие несчастных случаев в команде при
прохождении маршрута (травмы, обморожения и др.)
да (нет)
* группы, выступающие самостоятельно, указывают только административно-территориальную
принадлежность группы
Таблица 2. «Определяющие препятствия маршрута»
Дата
прохождения
Вид препятствия
Категория
трудности
Длина
препятствия
(для
протяженных)
Характеристика
препятствия
(характер,
высота, новизна,
наименование и
т.п.)
Путь
прохождения
(для
локальных
препятствий)
Таблица 3. «График движения»
№
дня
Дата Участок
пути
Км. Ход.
время
Набор и сброс
высоты
(+ подъем, -
спуск)
Определяющие
препятствия
Способ
передвижения
И зменения м арш рута, граф и ка и их причины:
Таблица 4. «Таблица метеонаблюдений»
Дата Время Температура
воздуха
Направление
ветра
Вид
облачности
Осадки Примечание
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к положению о проведении
областного конкурса на лучший
туристско-краеведческий,
спортивный поход или
экспедицию среди обучающихся
Рекомендации к оформлению отчета об экспедиции
Отчёт сдается в отдельном томе в твёрдом переплёте.
Отчет состоит из следующих разделов:
1) титульный лист (приложение 1);
2) оглавление;
3) экспедиционное исследование:
- введение - обосновывается актуальность исследования, проблема
исследования, цели и задачи исследования, объект и предмет
исследования, научная новизна, работы и достижения каких ученых
использованы (если есть);
- методика исследования;
- подготовительная работа для организации исследований;
- ход исследований, в том числе указать привязку к маршруту;
- организация экспедиционной группы в ходе исследований;
- содержание работы экспедиционной группы (в том числе отдельные
работы участников или рабочих групп);
- выводы и результаты исследования;
- практическая результативность экспедиции (в т.ч., где были
представлены результаты похода);
- критическая (аналитическая) оценка проведенного исследования:
педагогическая цель экспедиции, возможности внедрения результатов
исследования в учебно-педагогическую или исследовательскую
практику, рекомендации по организации подобных исследований
4) список литературы.
Образец оформления титульного листа отчета по экспедиции
Отчёт
об экспедиции по __________________
совершенной с п о ________ 2014 г.
Тема:
Руководитель группы_ _ _ _ ________________________________
Адрес, телефон, e-mail руководителя
Маршрутно-квалификационная комиссия_______________ рассмотрела
отчет и считает, что экспедиция может быть зачтена всем участникам и
руководителю.
Отчет использовать в библиотеке___________________________
Судья маршрутной квалификации (подпись) ______________(Ф.И.О.)
Штамп МКК город___________2 0 __ г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий